Не ленись, дружок, читать -
Будешь очень много знать!
Семейное чтение | Апрель 29, 2010,19:16
В. Распутин. Дочь Ивана, мать Ивана: Повесть. // Путеводная звезда, 2004, № 3
В моем любимом журнале была опубликована новая повесть всемирно известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, в которой писатель, как и в прежних своих произведениях, обращается к жгучим, наболевшим проблемам современности. Значительнейшее художественное произведение, равных которому по силе художественного воплощения, за последние 10-15 лет у нас не появлялось. Это не чтиво, которое нам в последнее время усиленно навязывают, но – Чтение.
С напряженным захватывающим читателя сюжетом, с яркими до мельчайших психологических и портретных деталей выверенных автором и от этого достоверными жизненными, образами, повесть, написанная такой чистой русской речью, что кабы не тема, окунаться в эту прозу, пить ее было бы наслаждением. Холод такой чистоты родниковой, что зубы ломит. И - больно. Больно от сюжета, и от темы. Так больно, словно события повести происходят лично с тобой. А ведь они именно со мной, и с нами, со всем народом, и происходят ... В своей повести он не просто собрал воедино все мотивы молений, отчаяний и боли, но и вселил в нас крупицы надежды.
Страшная простота
И событие-исток (то есть событие, дающее жизнь сюжету) и сам сюжет новой повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана", - страшно просты: русская девочка Света изнасилована рыночным торговцем азербайджанцем. Мать Светланы, Тамара Ивановна, убедившись, что судебная система не в силах осуществить наказание - пасует перед преступником, сама вершит возмездие - убивает насильника из собственноручно изготовленного обреза. Вот собственно и все. Но что такое для русской литературы сюжет? Лишь повод для разговора и не более. Валентину Распутину удается на этом страшно простом материале дать картину жизни современной России, обозначить все болевые точки сегодняшней народной трагедии.
«Жизнь перешла в шумный и липкий базар».
Распутин обозначает центр действия - рынок Но "рынок" у Распутина - это еще и символ . Рынок в повести - это и торговые ряды, и прокуратура, и город, - то есть вся сегодняшняя "рыночно-реформированная" Россия. И все-таки не вся Россия - Рынок утверждает Распутин, есть еще (еще есть!) русский человек, который формуле: "товар - деньги - товар" (родителям Светы предлагают деньги, чтобы они забрали заявление), предпочитает формулу: "преступление - наказание".
Мужское и женское
Главная героиня - Тамара Ивановна отражена, как в зеркале, - из жизни, в повести Распутина, так живо правдиво и точно, словно, читатель не к образу прикасается, но знакомится с живым человеком. И от этого знакомства счастливо и радостно. И уже легче за Россию, несмотря на весь рынок и мрак: Мы - Живы! Пока есть в России такие Дочери и Матери Значимость и привлекательность образа Тамары Ивановны, неизбежность читательского преклонения перед этим женским образом, способно привести нас к некоторым, на мой взгляд, ошибкам в толковании повести. Мужчин-де уже нет, женщина вот истинная спасительница и защитница России и ее детей. Все это и так, и не совсем так. Мне думается, что Распутин прозревает за образом Тамары Ивановны саму Россию в ее материнской и дочерней сущности. Тамара Ивановна, и такие женщины, - это проявление России, свидетельство жизни России, затаенной ее силы и непокорености. Но служение и долг Тамары Ивановны не в возмездии насильнику (это неизбежная и необходимая, но частность), а в воспитании сына, Ивана. И вот здесь "Иван" это не только имя сына, но символ русского человека. И в воспитании не просто в духе пригодном для сегодняшней жизни (рынка), но в традиции рода, в том, что дочерне воспринято ей от отца - Ивана (здесь имя тоже символ)
Убийство или возмездие?
«В повести моей едва ли что нужно разъяснять, там все на виду. И изгнание нашего отечественного духа, и насилие над «аборигенами», и дешевое развращение «побрякушками» и «картинками».И надо всем возвышается, вопрос: Чьи мы? кто мы? каким поклоняемся, богам?» Распутин
«Нас как бы обчужили», говорит один из героев повести. "По одиночке не выучить"! - То есть возмездие - это возмездие, но одиночными выстрелами ситуацию не изменишь. Так утверждает Валентин Распутин.
«Мы, русские, большой наглости не выдерживаем»
Сущностный смысл поступка Тамары Ивановны Распутин раскрывает через рассказ отца Тамары, Ивана Савельевича, о Ефроиме. Ефроим - человек на Ангаре чужой, пришлый. Человек с темным прошлым, в котором и добыл свое неправедное богатство - живет он гораздо богаче односельчан, которых считает людьми "десятого сорта". И сам Ефроим, и его сын, преследующий маленькую Тамару на мотоцикле и однажды покалечивший ее - "месяц на ногу не приступала", живут по принципу "Все позволено". И здесь, в своем рассказе, Иван Савельевич, произносит, на мой взгляд, ключевые для всей повести слова: "Мы, русские, большой наглости не выдерживаем. Маленькой, гонору всякого, этого и у нас самих в достатке, а большую, которая больше самого человека, то ли боимся, то ли стыдимся. В нас какой-то стопор есть". Так и ходит русский Иван в дураках до решительного столкновения
«Спасайся кто как может, кто во что горазд»
Распутин написал повесть, с анатомически точной профессиональной беспощадностью поставил диагноз нынешней болезни общества и государства, показал истоки болезни, рассказал о лекарствах, которыми болезнь лечится сегодня (или загоняется в глубь организма?) и о лекарствах, которыми ее бы надо лечить, то есть выполнил свой долг русского писателя. Наш долг - прочесть и понять повесть. Осознать состояние нашей болезни, признать, что эта болезнь существует, и делать дело, пусть и малое, каждому посильное, но дело направленное если не к выздоровлению, то к противостоянию болезни. Делать дело и искать деятельность.
Спасение в нас, говорит Валентин Распутин. Оно в том, что каждый должен понимать, что хорошо, что плохо. Человек, находящийся в обществе, должен уважать других Ему необходимо воспитывать в себе честность и откровенность. В поступках, совершенных им, должна присутствовать мораль и нравственность”.
В чем спасение Ивана?
Распутин как мастер слова и гражданин не предлагает читателю готовых ответов, не навязывает их. Он, глазами Ивана, осматривает и силы рынка и силы противостояния, вместе с Иваном размышляет. Здесь важно, что Иван выбирает не теорию веры, но практику - строительство православной церкви, и не где-нибудь, а на Родине деда и матери.
Кому бы я советовал прочитать эту повесть?
n Мне хотелось бы, чтобы повесть прочли люди, причастные к управлению государством. Государство перестало воспитывать Граждан - патриотов своего Отечества. А на заброшенной почве неизбежно прорастают сорняки. Именно об этом размышляет в своей повести Валентин Распутин.
n Моим ровесникам и людям более старшего поколения,
всем кто думает о судьбе своей страны и о своем месте в жизни
Коромыслов Н. ученик 9Б класса МОУ СОШ №3